12.11.2020
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты.
Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем успешнее результат и благоприятнее прогноз. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
Случаи нарушения речевого развития
весьма разнообразны. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного
возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от
уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным
слоям. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи
необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Однако бывает, что никакие
старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает
молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.
Первое, что
должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это провести комплексное обследование ребенка у
детского невропатолога, логопеда, отоларинголога и психолога.
Причины задержки речевого развития у детей:
1. Нарушение слуха.
2. Невостребованность речи. Недостаточное общение
ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей
занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми.
3. Быстрый темп речи взрослого. Речь должна быть произнесена в спокойном темпе, четко и
правильно.
4.
Генетическая предрасположенность. В семье,
где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать
говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы
головы, гипоксия, внутриутробные инфекции).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры
родителей и др.).
7. Завышенные требования к ребенку. Настойчивое
желание немедленного повторения ребенком речи взрослого (нельзя принуждать
ребенка к высказыванию, лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи).
8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП,
синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10. Билингвизм (двуязычные
семьи).
- Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия.
- Говорите сами четко, правильно, доброжелательно. Ребёнок должен слышать правильную речь.
- Ежедневное чтение ребенку окажет заметное влияние на его речь и поведение, художественная литература – мощное средство
развития речи. При чтении рассматривайте
иллюстрации с ребёнком.
- Не говорите при ребенке о его отставании. Не
стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.
- Вызывайте желание подражать взрослому.
- На
начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин.
- Развивайте произвольную память малыша:
повторяйте, что делали утром, днем, вечером и т.д.
- Всегда хвалите ребенка за успехи.
Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество
произношения.
- В игровой форме учите ребенка понимать соотношение
предметов по размеру, по цвету, форме, количеству.
- Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки
движений пальцев рук: массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и
поглаживание, пальчиковая гимнастика, работа
с массажными мячиками, колечками, с мелкими предметами,
тренажёрами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками и т.д.)
- Не перегружайте ребёнка
телевизионной информацией и компьютерными играми. - Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики (в прикрепленном файле).
Консультацию подготовил:
воспитатель 1 КК Якимова Е.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.11.2020
Дата обновления: 12.11.2020
Дата публикации: 12.11.2020