Задержка речевого развития

12.11.2020

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития  - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты.  


Чем раньше родители  обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем успешнее результат и благоприятнее прогноз. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.


Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка  с взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.


Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это  провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, логопеда, отоларинголога и психолога.


Причины задержки речевого развития  у детей: 

1. Нарушение слуха.


2. Невостребованность речи. Недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми.


3. Быстрый темп речи взрослого. Речь должна быть произнесена в спокойном темпе, четко и правильно.


4. Генетическая предрасположенность.  В семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.


5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, гипоксия, внутриутробные инфекции).


6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.).


7. Завышенные требования к ребенку. Настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого (нельзя принуждать ребенка к высказыванию, лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи).


8. Алкоголизм родителей.


9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.


10. Билингвизм (двуязычные семьи).


Рекомендации для родителей: Хочу такой сайт

- Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия. 

- Говорите сами  четко, правильно, доброжелательно. Ребёнок должен слышать правильную речь.

- Ежедневное чтение ребенку  окажет заметное влияние на его  речь и поведение,  художественная литература – мощное средство развития речи. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком.

- Не говорите при ребенке о его отставании. Не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.

- Вызывайте желание подражать взрослому.

- На начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин.  

- Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, днем, вечером и т.д.

- Всегда хвалите ребенка за успехи. Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения. 

- В игровой форме учите ребенка понимать соотношение предметов по размеру, по цвету, форме, количеству.

- Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук: массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание, пальчиковая гимнастика, работа  с массажными мячиками, колечками, с мелкими предметами, тренажёрами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками и т.д.)

- Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией и компьютерными играми.                                                                          - Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной и дыхательной  гимнастики (в прикрепленном файле).


Консультацию подготовил:

воспитатель 1 КК Якимова Е.А.

 


Просмотров всего: , сегодня:

артикуляционная гимнастика.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 12.11.2020

Дата обновления: 12.11.2020

Дата публикации: 12.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».