01.01.2017
Задачи проекта:
- формировать навыки анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, сериации;
- способствовать развитию творческого, наглядно-образного и словесно-логического мышления, речи, любознательности;
- создавать условия для развития мелкой моторики.
Сегодня неотъемлемым требованием успешного обучения ребенка в школе является его готовность к восприятию новых знаний и умению применить их на практике. Не секрет, что успешный ребенок – это ребенок, усвоивший основные способы получения новых знаний, а для этого, конечно, необходимо развитие логических приемов мышления.
В структуру мышления входят следующие логические операции:
Сравнение - основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.
Анализ - разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.
Синтез - позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.
Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.
Абстрагирование - выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.
Обобщение - мысленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Конкретизация - замена слова с более конкретным значением.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по какому-либо признаку.
В работе с детьми дошкольного возраста используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные действия, целенаправленно думать.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на занятиях по развитию логического мышления в группе. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
3. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
«Назови одним словом».
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Также можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая ребенку назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ..., и т.д.
«Найди лишнее слово».
Ребенку предлагается четыре картинки или произносится вслух четыре слова, из которых только три можно объединить по общему признаку – форме, цвету, значению. Ребенок называет лишнее слово и объясняет почему он так считает.
Например: воробей, синица, стрекоза, ворона (лишнее слово стрекоза, потому что это насекомое, а остальные слова обозначают птиц).
«Исправь ошибку».
Муха – ползает, змея – летает.
Пироги – варят, суп – пекут.
Собака мяукает, а кошка лает.
Врач - учит, учитель – лечит.
Ночью светло, а днем темно.
«Чередование».
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
«Сравнение предметов».
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Пары слов для сравнения: дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
«Отгадывание небылиц».
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время для, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой.
Логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Развивающееся мышление, в процессе целенаправленного обучения, дает детям возможность предусмотреть заранее результаты своих действий и планировать их, возможность рассуждать о таких явлениях, которые не связанны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книг. Именно систематическое, планомерное, целенаправленное использование в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста специальных игровых заданий способствует развитию логического мышления детей.
Воспитатель: О.С.Сидорова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017