13.02.2019
1. Проявляйте
инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам дошкольного
учреждения, получите индивидуальные, семейные консультации, участвуйте в
тренингах для родителей и детей. Старайтесь прислушиваться и следовать
рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим ребёнком.
Помните,
вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не думайте о
том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как жить дальше. Помните,
что все ваши страхи и «тёмные» мысли ребёнок чувствует на интуитивном уровне.
Ради успешного будущего вашего ребёнка постарайтесь найти в себе силы с
надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.
Если
нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу,
делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период
может помочь психолог или те родители, у которых ребёнок с похожими
трудностями, и они успешно преодолели нелёгкий период.
Общайтесь
с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании,
общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей,
спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.
2. Читайте.
Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме»,
знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры,
возможности. Постоянно возвращайтесь к уже прочитанному, стимулируйте себя,
ведь информация забывается, мы устаём, мы привыкаем к текущему положению вещей,
попросту – расслабляемся, перестаём поддерживать связь со специалистами,
ежедневно играть и заниматься с ребёнком. А ведь чтобы поддержать ребёнка и
помочь его развитию, занятия ежедневные и регулярные – условие
необходимое.
3. Соблюдайте
ВСЕ рекомендации учителя – логопеда. Нарушения речевого развития – препятствие
для развития в целом, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребёнка в
выполнении артикуляционной гимнастики и других заданий учителя-логопеда.
4. ОБЩАЙТЕСЬ
С РЕБЕНКОМ. Самооценка ребёнка во многом зависит от оценки окружающих его
людей. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта,
защищённости, позитивного мировосприятия и интереса. Для этого очень большое
значение имеет общение. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением.
Например, задайте своему ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в
саду.
Есть
вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память.
Помните,
чтобы ребёнок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях, его надо
этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не научится.
Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти, что ответить в том или
ином случае. Отрабатывайте разные ситуации общения сначала в игре (приход в
гости, поздравление с днем рождения, звонок по телефону маме на работу,
разговор с чужим человеком на улице и т.п.), а потом и в реальной ситуации. На
первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте, поддерживайте ребёнка. Учите просить
о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребенка со
сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят
живого общения. Чем раньше ребёнок начнет общаться с другими детьми, тем больше
шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем. Старайтесь сохранять
спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с
другими людьми. Ребёнку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и
спокойствие своего окружения.
5. Что
делать НЕ НАДО. Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не
рекомендуется постоянно его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребёнку,
не делайте за него всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он
сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях,
элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные
качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность.
Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не
"над", а "рядом". Ребёнок в 4-5 лет может и должен
самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свою одежду в шкаф, убирать
игрушки, помогать накрывать на стол и убирать со стола, может вытереть пыль и
протереть полы. Ребёнок – ваш главный помощник. Приучайте его выполнять
домашние обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за чистотой,
развивайте умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это
стимулирует развитие и приспособительную активность, делает ребёнка самостоятельным
и менее зависимым. Предоставляйте ребёнку разумную самостоятельность в
действиях и принятии доступных ему решений.
Хвалите
детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте
ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и
внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже
нужны.
Помогайте
ребёнку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо
отказывать в случае необходимости, это позволит ребёнку ориентироваться в
социальных условиях среды, проще говоря – понять, что хорошо, а что плохо,
какое поведение правильное, а какое неправильное, когда и почему. Излагайте
свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это
важное условие.
Интересуйтесь
мнением ребёнка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему
возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
Будьте готовы принять точку зрения ребёнка и согласиться с ним. Это не нанесет
ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения.
6. Помните
о домашних занятиях. При задержке психического развития у ребёнка ослаблена
память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных
процессов, поэтому материал, изученный в детском саду, необходимо повторять и
закреплять дома, тренировать и отрабатывать использование знаний и умений в
разных условиях. Для этого специалисты дают вам домашние задания на повторение
изученной темы .
Первоначально
задания выполняются ребёнком с активной помощью родителя, постепенно приучая
ребенка к самостоятельности. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному
выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание.
Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
Важно
определить, кто именно из взрослых будет заниматься с ребёнком по заданию
дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня.
Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка без лишних слов, помогает
усвоению учебного материала. Занятия должны носить занимательный характер
обязательно! Мы не учимся, мы – играем.
При
получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь, что
вам все понятно. В затруднительных случаях консультируйтесь у педагога.
Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые
рекомендует учитель – дефектолог.
И
главное - занятия должны быть регулярными. Вспоминать узнанное, закреплять
знания вполне возможно во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но
некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а
также отсутствия отвлекающих факторов. Занятия должны быть непродолжительными,
не вызывать утомления и пресыщения.
Игры
и занятия должны быть разнообразными, чередуйте занятия по развитию речи с
заданиями по развитию внимания, памяти, мышления. Чтобы ребёнку было легче
удерживать внимание, не забывайте про «переменки» - через 8-10 минут после
начала занятий поиграйте в подвижную игру, сделайте несколько физических
упражнений.
Выделите
дома специальное отдельное место для игр, занятий и отдыха. Позвольте ребёнку
самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.
Будьте
терпеливы с ребёнком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте
малейшие успехи, учите ребёнка преодолевать трудности.
Обязательно
посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.
7. Развивайте
у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и
возможности ребёнка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в
поиске скрытых возможностей. Научите детей техникам концентрации внимания,
переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния,
отдыха.
8. Помните
о своих интересах и желаниях. Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие
от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную
литературу (специальную и художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью,
вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.
9. Отслеживайте,
как идет развитие ребёнка. Вспомните школьные годы и заведите дневник
наблюдений. Записывайте, что нового в поведении, эмоциональном развитии, чему
ребенок научился, что узнал. Такой дневник – ваш стимул и поддержка,
перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие, сможете понять, что
необходимо делать, чему научить, что повторить, а что скорректировать. Подобные
записи ведут все специалисты. Станьте специалистом по своему ребёнку. Это
придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.
10. Заботьтесь
о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте,
катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), гуляйте, ведите активный образ жизни,
следите за питанием. Научите детей заботиться о других – это стимулирует
развитие.
Заботьтесь
о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием.
Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи.
Ваша бодрость и вера в лучшее лучше всего поможет ребенку справляться с
трудностями, даст ему внутреннюю опору на всю жизнь.
Поддерживайте
дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми.
Доброжелательно,
спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему
ребёнку в присутствии незнакомых людей и вашего ребёнка. Это позволит детям
сформировать такой же стиль поведения и отношений.
Помните,
что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к
будущей жизни, говорите о ней.
11. Своевременно
консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей, к которым направляют
специалисты. Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный
вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе
развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность
структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого
повреждения мозга. Поэтому сопровождение врачом–неврологом необходимо: он может
выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно
воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю
заторможенность или возбудимость ребёнка, нормализовать сон, активизировать
работу клеток головного мозга.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.02.2019
Дата обновления: 14.02.2019
Дата публикации: 13.02.2019