19.04.2019
Репрезентативная система —
это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.
Информация поступает к человеку от пяти
органов чувств. Однако ведущим является часто только один из них.
Различают следующие репрезентативные системы (РС)
человека:
- визуальная —
опирающаяся, в основном, на зрительные образы;
- аудиальная —
опирающаяся, в основном, на слуховой канал
информации;
- кинестетическая —
опирающаяся, в основном, на обонятельный-осязательный
канал информации.
- дискретная
(дигитальная) — опирающаяся на
субъективно-логическое осмысление человеком сигналов, полученных по трем
вышеперечисленным каналам.
Выявление
репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к
каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, что позволяет
вести более эффективную коммуникацию — говорить с ребенком на одном с ним
языке. Если педагог сможет донести один и тот же материал в нескольких
репрезентативных системах, это значительно облегчит воспитанникам процесс
усвоения новой информации и повысит эффективность образовательного процесса.
Характеристика этих типов.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию
через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр,
интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать
себя. Любая дисгармония – скрип половицы, шум упавшего предмета, резкие и
громкие звуки – просто выводят из себя. Не могут сосредоточиться в шумном
помещении. Музыка помогает как в работе, так и в отдыхе.
Разговор – самое главное для аудиала,
поэтому говорят они много, словарный запас их богат, в их речи можно встретить
и визуальные, и кинестетические слова. Однако часто именно от них можно
услышать: «не говори со мной таким тоном», «это звучит убедительно», «а вы
слышали, что», «скажи, что ты думаешь». Маленькие аудиалы начинают говорить
раньше других детей. Поза аудиала – прямо, слегка наклонившись вперед, голова
склоняется набок. Ее часто называют «телефонная поза». Аудиалы на самом деле
очень любят телефон, и стремятся как можно больше вопросов решить именно по
телефону. Лучше запоминают то, что им объяснили. Для оценки графиков и схем
нужно некоторое время. При размышлении и запоминании часто «проговаривают»
шепотом.
Поскольку
дети-аудиалы познают окружающий мир
через звуки, они раньше других начинают говорить, имеют большой словарный
запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с
легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица.
Такие
малыши любят слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры, что-то
обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать — дети-аудиалы очень
общительны. Они могут придумывать различные истории и игры (однако при этом
сами не любят участвовать в подвижных играх).
Аудиалы
могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со
зрительным и моторным восприятием (например, им тяжелее дается поиск различий
на картинках, не всегда получается ловко залезать на горку, быстро и долго
бегать), поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
В
речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью
запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки.
Разговаривая
с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы,
интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно
предложить комментировать то, что он делает.
Визуал - человек, воспринимающий большую часть
информации с помощью зрения. Картинка, образ – главное. Они стараются
безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте – не случайно даже
дошкольники-визуалы отличаются среди сверстников своей аккуратностью и
опрятностью. Визуал всегда заметит, как вы выглядите, кто во что был одет на
вечере, а вместо радио включит телевизор. Визуал запоминает лучше то, что
увидел, наиболее понятное объяснение для него – схемы и графики.
Речь визуала обычно громкая и быстрая,
мимика и жесты выразительные, яркие, для них характерно вскидывания рук. В
разговоре им необходима дистанция (чтобы лучше видеть), избегают прикосновений.
Сидит и стоит обычно прямо, плечи расправлены, голова приподнята. Смотрит чаще
вверх. Слова, которыми обычно оперирует визуал, связаны со зрением (вижу,
видимо, выглядит как, смутная догадка, ни тени сомнения, мысленная картина,
устроить сцену, в свете этого). Визуалы быстро принимают решения, чаще говорят
необдуманно.
При
восприятии информации дети-визуалы
больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро запоминают цвет, форму,
размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит
ее со всех сторон.
Визуалы
ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят на взрослые
темы (на расстоянии вытянутой руки).
Любят
лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры основаны на
взаимодействии глаз и рук. Такие детки предпочтут рассматривать картинки в
книжке, а не слушать сказку. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их
речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы
видели» и проч. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает.
Для
ребенка-визуала важно, что на нем надето, он сам выбирает цвет колготок,
платья, кофточки. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам.
Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в
лужу, потому что ботинки будут грязными, а следовательно, некрасивыми.
Воспитывая
малыша-визуала, необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив),
коммуникабельности, физической координации. В процессе проведения
непосредственно образовательной деятельности и игровых сеансов рекомендуется
использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового
материала зрительными образами.
Кинестетик - тот, кто воспринимает информацию
через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для
кинестетика важнее чувства, ощущения. Они ценят комфорт, и могут носить годами
одну и ту же одежду, только потому, что она удобна. Стараются окружить себя
предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, теплому,
бархатному, гладкому... Кинестетики часто занимаются спортом, им просто необходимо
движение (поэтому малыши-кинестетики больше других любят подвижные игры, и, как
правило, раньше других начинают ходить). При этом говорят они медленно, с
паузами. Жесты спокойные, плавные, на уровне нижней части туловища. Стараются
максимально приблизится к собеседнику, чтобы можно было прикоснуться.
Характерные слова кинестетика связаны с ощущениями – чувствую, горячая
дискуссия, холодная голова, выпало из памяти, держать себя в руках… Для принятия решения кинестетику нужно время.
Познание
мира детьми-кинестетиками происходит
с помощью прикосновений, движений. У них хорошо развита моторика, они много
двигаются, обычно рано начинают ходить. Такие малыши любят активные игры,
связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься
одним делом.
Про
кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» — любят все трогать, ощупывать.
Ничего страшного, что игрушки таких малышей недолговечны — разбирая, они
познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом.
Очень
привязаны к маме, долго не слезают с рук, любят забираться на колени,
обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ласкать, прижимать к себе, целовать и
как можно меньше употреблять любимую большинством родителей фразу «Не трогай!».
В
речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных.
Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «мягко»,
«больно». С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее
впечатление, лучше запоминают, двигаясь.
В
ходе непосредственно образовательной деятельности или игрового сеанса не
рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно, таким детям следует
давать моторную разрядку.
Дискрет
(дигитал) - человек, у которого восприятие информации
происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических
доводов. Слова дигиталов: «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «это
нелогично», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?» Эта категория людей
встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не
свойственна.
Такие особенности психики проявляются
уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка
с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Знание
типа восприятия собеседника помогает
убеждать и объяснять свою точку зрения. Для этого важно не только по-чаще
обращаться к ведущему каналу (показать визуалу, дать потрогать кинестетику,
подробнее рассказать аудиалу), но и говорить с ним на одном языке, употребляя
слова его типа.
Любой
человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы
восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что
другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно
развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем
эффективнее будет образовательный процесс.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.04.2019
Дата обновления: 19.04.2019
Дата публикации: 19.04.2019