17.05.2019
Я работаю в школе и каждый год общаюсь с будущими
первоклассниками. В наше время многие родители уделяют внимание раннему
развитию своих детей. В пять-шесть лет их чада уже знают буквы, умеют
читать (хотя бы по слогам), пишут печатными буквами слова, считают в пределах 20,
решают задачки и даже выполняют математические
В каком
возрасте идти в первый класс?
Разумеется, если ребенок все это уже умеет, перед родителями встает
вопрос: "Может быть, пора в школу? Чему еще его научат в детском
саду? Потом перегорит, интерес угаснет, и заставить его учиться будет
намного сложнее".
В этой позиции, безусловно, есть резон. Более того, все
перечисленные выше навыки среднестатистический ребенок получает именно
в первом классе (ведь не все приходят в школу читающими
и считающими). "Тогда, может, сразу попробовать во второй
класс?" — спрашиваю я. На что некоторые мамы и папы
согласно кивают: "Действительно, давайте во второй. Зачем ему сидеть
с теми, кто еще не читает?".
Увы, амбиции родителей и их желание видеть в своем
ребенке одаренность нередко приводят к самым плачевным последствиям.
Умение читать и считать еще не означает, что малыш готов делать это
ежедневно в течение целого учебного года с 8.30 до 13.15 в
коллективе из 25 детей и под присмотром чужого взрослого.
Познавательная готовность — это всего лишь один из факторов,
определяющих общую готовность ребенка к школьному обучению.
Как понять,
готов ли ребенок к школе?
Психофизиологическая готовность выражается в способности:
- удерживать внимание на учебной
деятельности (даже не очень интересной);
- произвольно запоминать
и воспроизводить определенное количество информации;
- владеть такими мыслительными операциями,
как синтез, анализ, обобщение, классификация и т.д.
Ключевым здесь является слово "произвольно", т.е.
целенаправленно, через волевое усилие. В возрасте пяти-шести лет память
и внимание непроизвольны,
это особенность возраста. Все учебные навыки, полученные ребенком до шести
лет, усваиваются через игровую, а не учебную деятельность.
Формирование произвольности редко происходит до шести
с половиной лет. Именно поэтому существует законодательно закрепленное
правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения
допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов:
психолога, логопеда, педагога.
И эту комиссию интересуют совсем не знания и умения
малыша, а его общая готовность учиться. Люди, работающие в школе,
знают: многие дети не могут произвольно усваивать программу не только
в шесть с половиной лет, но и в более старшем
возрасте.
Разве вам не встречались очень развитые и умные малыши,
которые не могут и пяти минут усидеть на месте? Их знания
и умения поражают, но в классе такому ребенку работать очень
тяжело. Он постоянно отвлекается, играет, поет, сползает под парту и т.д.
"Вроде умный, но постоянно отвлекается, поэтому учиться хорошо
не может" — так чаще всего в устах учителей звучит
заключение о психофизиологической незрелости ребенка.
Мотивационная готовность — это интерес к учебе, желание узнавать что-то новое,
учиться и преодолевать трудности даже тогда, когда что-то
не получается. Мотивационная готовность выражается в самостоятельном
желании ребенка идти в школу, для того чтобы научиться читать, писать
и получать новые знания. У детей пяти-шести лет часто наблюдается
интерес к внешним школьным атрибутам (портфель, школьная форма, учебники
и тетради) или к общению в школе (друзья из детского сада
идут в первый класс). Учебная мотивация в этом возрасте —
явление очень редкое.
Социально-коммуникативная зрелость обеспечивает малышу успешную адаптацию в коллективе. Она выражается
в умении соблюдать нормы поведения в обществе, устанавливать
взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками, отстаивать свою
точку зрения и находить компромиссные решения в сложных конфликтных
ситуациях.
Что учесть
кроме готовности к школе
Среди детей пяти-шести лет практически не встречается тех, кто
готов был бы пойти в школу. Даже в возрасте шести
с половиной лет полная психологическая готовность встречается редко.
Решая для себя вопрос, когда отдавать ребенка в школу, задумайтесь
о том, что в одном классе с ним могут оказаться дети
на целый год старше. Ему придется конкурировать с этими детьми
не только за школьной партой, но и на перемене,
на уроках физкультуры, на школьном дворе.
И так будет продолжаться все одиннадцать лет! Если в первом
классе вам удастся успешно справиться со всеми трудностями,
то в подростковом возрасте сделать это будет сложнее. Мой совет:
не торопитесь! Исходите не из ваших желаний или социальной
необходимости, думайте о зрелости ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.05.2019
Дата обновления: 17.05.2019
Дата публикации: 17.05.2019