Дети с разными темпераментами

14.06.2019

Существуют ли врожденные особенности поведения, определяющие индивидуальное своеобразие с младенчества? Поддаются ли они изменениям, педагогической коррекции? Много ли в ребенке от природы по сравнению с тем, что от окружающей среды? Эти вопросы волнуют каждого воспитателя, с их решением родители связывают успешность раскрытия индивидуальность своих детей.

Многое, очень многое в наших детях мы приписываем маги­ческому слову — темперамент. И добавляем с сожалением или затаенной гордостью, тревогой или уверенностью: «Что поделаешь, таким уродился». И действительно, уже на первом году жизни дети очень разные. Простое житейское наблюдение: в ответ на запрет матери брать пальцы в рот один ребенок явно рассержен, раздражен, другой обижается, плачет, а третий беззаботно смеется и превращает запрет в невинную игру.

Проблема темперамента имеет огромную историю, занимает человечество на протяжении двадцати пяти столетий. Интерес к ней связан с попытками понять, каким образом люди отличаются друг от друга по работоспособности, впечатлительности, утомляе­мости, темпу психической деятельности, способам внешнего проявления своих отношений, направленности преимущественно внутрь, на себя, или скорее вовне, на окружающий мир.

Каждая семья имеет определенную точку зрения на особенно­сти темпераментов и взрослых, и детей, на их наследственную обусловленность. Поэтому возникает необходимость разобраться в значении темперамента для индивидуальности и возможностях влияния на него.

Как влияют свойства темперамента на развитие детей?

От темперамента зависит как скорость возникновения психических процессов у ребенка, так и их устойчивость, стабильность. Темперамент задает темп деятельности, ее ритм, временные характеристики реагирования ребенка на внешние воздействия. Это и число движений в единицу времени, и количество слов, произносимых или читаемых в минуту, и умение быстро или медленно включиться в новую деятельность, по-новому реагировать на происходящее.

Когда дети впервые появляются в дошкольном учреждении, опытный воспитатель определяет их индивидуально-типологические особенности по речи и походке, характеру движений, привычным позам. Один малыш тараторит, спешит, «глотает слова», крутится, не может усидеть на месте, другой «солиднее», он степенно двигается, говорит, не торопясь, с паузами, садится не на краешек стула, а устраивается основательно, прочно. Эти неповторимые черты каждого ребенка будут оказывать влияние и на скорость вхождения в детский коллектив, и на развитие познавательной активности, и на приобретение первых трудовых навыков.

Темперамент - надлежащее соотношение частей, соразмерность. Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.

Одни дети непоседливы, стремительны, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка.

Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в тихоню, невозможно. Да это и ни к чему — у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителю важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания и пр.

В психологии выделяют четыре типа темперамента.

Холерик

Такой малыш быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Такой ребенок не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время холерик чаще всего решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения, увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. По натуре холерик — экспериментатор.

Как вести себя родителям?

Самое главное — занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. У такого малыша в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка (бег, прыжки). Спорт хорошо дисциплинирует холериков. Такого ребенка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и пр.

Флегматик

Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный, В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но единожды приняв, вряд ли их поменяет.

Как вести себя родителям?

Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребенок-флегматик очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его — флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для флегматика совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть» как компьютер. Такому ребенку нужно помочь выразить свои эмоциональные переживания: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление такого малыша не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь водить флегматика в музеи, на выставки, в библиотеку. Пусть он пополняет свой эмоциональный опыт.Хочу такой сайт

Меланхолик

Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам интонациям («Почему дядя такой сердитый?», «Почему этот мальчик злится?»). Ребенок-меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких. Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызывать у такого ребенка слезы. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью няни, развод родителей и пр.). Также ребенок-меланхолик быстро утомляется.


Как вести себя родителям?

Для такого малыша главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Ребенка-меланхолика надо постоянно хвалить, показывая веру в его способности. Даже если задание выполнено им не очень хорошо, нужно уметь вселить в него уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу, У такого ребенка должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что одевать и есть и т.д.).

Сангвиник

Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Легко учится, схватывая все на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.

Как вести себя родителям?

Таким детям необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать их неинтересной моторной работой. Однако сангвинику следует помочь сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. Одновременно с этим с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания.

Темпераментом, таким образом, мы будем называть те индивидуально-своеобразные свойства человека, которые определяют всю динамику его психической жизни. Темперамент ребенка сам по себе не влияет на поведение, не может определить нравственность или безнравственность поступков, отзывчивость или черствость по отношению к людям, интерес к природе или технике, искренность или лживость.

Когда мы говорим о типологических особенностях наших детей, нас интересует, прежде всего, то, как, каким способом, с какой скоростью, интенсивностью, ритмичностью, устойчивостью они действуют, познают, общаются.

Литература


  1. Батаршев А. В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. – М.: Сфера. 2002.

  2. Титаренко Т. М. Такие разные дети. Киев «Радянская школа», 1989 г.

  3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997

  4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 2001

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.06.2019

Дата обновления: 16.07.2019

Дата публикации: 14.06.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».