07.11.2019
Понятие индивидуальности равнозначно по
значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на
другого. Индивидуальность - это возможность действовать по собственной
программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность
проявляется очень рано - уже в первый месяц жизни.
Индивидуа́льность
(от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность
характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого;
своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
В ФГОС ДО в
п. 3.2.5. отмечено, что условия, необходимые для создания социальной ситуации
развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
§ создание условий для свободного выбора
детьми деятельности, участников совместной деятельности;
§ создание условий для принятия детьми
решений, выражения своих чувств и мыслей;
§ недирективную помощь детям, поддержку
детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Большое
место в развитии проблемы индивидуальности человека выделял в своих работах Б.
Г. Ананьев, который под индивидуальностью понимает закономерную систему,
состоящую из 3-х компонентов:
1.
свойств
индивида (совокупность природных свойств),
2.
свойства
личности (совокупность общественных и др. отношений)
3.
свойства
субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их
продуктивности).
Индивидуальность
проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в
специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность
характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием
взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой
индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации,
накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с
ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью
становятся, а индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).
Характер -
совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в
деятельности и общении.
Темперамент
- индивидуально своеобразное свойство психики определяющее динамику психической
деятельности человека, которые везде проявляются в одинаковой мере.
Первую
классификацию темперамента человека дал почти 2500 лет назад знаменитый врач
Гиппократ. На её основе сделали характеристику детских темпераментов.
1. Ребенок
сангвинического темперамента. Характерно преобладание хорошего настроения, они
жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на
отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются
внешне. С удовольствием и энергично берутся за новое дело, испытывая и проявляя
при этом яркие эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом
темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих
детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое.
В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они
долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его
выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к
бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные
игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки
формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко
дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на
внутренние.
Чувствительность
к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание,
сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп
быстрый.
2. У
детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они
не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на
внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети
очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают
подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или
игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются.
Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и
концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей
импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На
запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня,
сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать
чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая,
сбивчивая, нередко непонятная.
3.
Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной
мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для
таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно,
кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго
наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют
медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них
требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень
устойчивы. Они предпочитают играть в одиночку и в спокойные игры: режиссерские,
настольно-печатные — и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками.
Дети флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно
переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов.
В новых ситуациях поведение таких детей разбалансируется. Другие дети с трудом
к ним приспосабливаются, и сами дети-флегматики плохо сходятся с другими
детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная,
негромкая, с длительными паузами речь.
4.
Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко
подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев
нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения
деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать
настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких
детей обычно вялые. Нервная система быстро истощается, особенно при нарушении
режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспобность
снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления
сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры.
Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Важность
учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка
очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных
черт дошкольников, например: у сангвиника — распыленности, разбросанности
интересов; у холерика— несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия. У
флегматикабезынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии. У
меланхолика- застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Воспитателю
необходимо направлять деятельность детей,чтобы способствовать формированию
положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.
У
сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать
поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от
ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное
отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
Энергию
холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные
задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение
ребенка - холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему
возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании
холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и
деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и
требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их
самолюбие. Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты,
доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой
утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них
положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации
успеха, развивать активность и смелость.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.11.2019
Дата обновления: 07.11.2019
Дата публикации: 07.11.2019