01.03.2021
Основными задачами воспитания и развития детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее
развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи,
развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к
правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим
каждую задачу.
Обогащение словаря
осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино
и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и
за трудом взрослых.
Дети двухлетнего
возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в
речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).
Под формированием
грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении,
изменение слов по падежам, числам, временам.
Ребенок может
неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять
окончания по аналогии с другими предметами (есть ложкой, копать лопатой, много
карандашей).
Эти явления должны
исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов,
согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.
Что касается развития
связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для
того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:
- учить детей составлять описательный
рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);
- учить составлять простые предложения
по картинке;
- учить пересказывать знакомые сказки,
рассказы;
- заучивать с детьми простые
стихотворения;
- вести диалог – беседовать с родителями
и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.
В ходе ознакомления с
художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских
народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после
прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.
Параллельно с
остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию
правильного произношения гласных и согласных звуков (кроме
[с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между тремя, шестью
и семью годами).
В возрасте до двух лет
ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков –
гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м]. В возрасте от двух до трех лет
появляются гласные [и],[ы],[у] и согласные [ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й].
Все остальные звуки
являются в артикуляционном плане более сложными и заменяются на все
вышеперечисленные – более простые.
Звуки [р] и [л] появляются в возрасте от
пяти до семи лет.
Самое главное: ребенок
должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей,
пытаться исправить несоответствия.
Развитию речи в
ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук.
Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать
пуговицы, молнии, складывать пазлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять
другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.03.2021
Дата обновления: 01.03.2021
Дата публикации: 01.03.2021