13.01.2022
Процесс формирования
элементарных математических представлений осуществляется под руководством
педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их,
направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и
временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства
(наглядный и раздаточный материал) являются своеобразными орудиями труда
педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
— сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников.
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.
К демонстрационным материалам относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <;— мольберт для рисования;
— магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
— полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
— карточки и таблицы;
— модели («числовая лесенка», календарь и др.);
— панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
— оборудование для проведения дидактических игр;
— приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).
Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование
для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, счеты, настенные часы и т.
д. К раздаточным материалам относятся: — мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету,
размеру, форме, материалу и т. д.; — карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с
изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками,
карточки с гнездами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.; — наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета,
размера; — таблицы и модели;
Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный
весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и
для упражнений.
Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким,
чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг
другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для
показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем
раздаточный. Раздаточный материал требуется в
больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный
— один на группу детей.
Тот и другой материал
должен быть художественно оформлен: привлекательность
имеет большое значение в обучении малышей — с красивыми пособиями детям
заниматься интереснее. Однако это требование не должно стать самоцелью, так как
чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь
ребенка от главного — познания количественных, пространственных и
временных отношений.
Итак,
каким же требованиям должен
соответствовать наглядный материал?
-предметы для счета и их изображения должны быть
известны детям;
-наглядный
материал должен быть разнообразным на одном занятии;
-наглядный
материал должен действовать на разные органы чувств (на слух, зрение, осязания)
;
-наглядный
материал должен быть динамичным, удобным,
в достаточном
количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.
Особые требования
предъявляются по методике использования наглядного материала.
При подготовке к
занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в
какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал.
Необходимо
правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах
обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.
Наглядность не
должна использоваться только для активизации внимания.
Это слишком узкая
цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в их соответствии
подбирать наглядный материал.
Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по
ФЭМП:
-Многословие, неточность в постановке
вопросов;
-однообразие наглядного материала, заданий;
-неверное расположение материала;
-использование не эстетичного наглядного
материала, пособий, не отвечающих педагогическим требованиям.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.01.2022
Дата обновления: 21.01.2022
Дата публикации: 13.01.2022