20.11.2024
Артикуляционные,
пальчиковые гимнастики. Логопедические игры. Правила.
По большому счету, человек
разговаривает «головой» — именно в коре головного мозга рождается замысел
высказывания, подбираются нужные слова, отдается приказ мышцам артикуляционного
аппарата произнести тот или иной звук. Но и мышцы эти должны быть готовы к
правильному произнесению звуков. Раньше наши бабушки «играли» с младенцами во
всякие непонятные «жужжалочки» и «трещотки», пальчиком по губам, чтобы
получалось странное «брим-брим». А вообще-то это и были самые первые
артикуляционные упражнения, развивающие силу и подвижность губ, щек, языка.
Ребенок и не знал, что он сейчас занимается логопедическими упражнениями.
Давайте сделаем так же – поиграем с малышом. Точнее, он будет «играть», а мы,
взрослые, сначала узнаем, что и как делать правильно.
Итак,
артикуляционные (логопедические) упражнения.
Цель артикуляционной гимнастики —
выработка полноценных движений, определенных положений и развитие силы мышц
органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения
звуков.
Правила проведения:
1. Мы,
логопеды, говорим родителям «Заниматься гимнастикой нужно ежедневно».
Точно. Только лучше, если ребенок будет думать, что он играет с мамой 2-3 раза в
день, между делом: почистили зубки утром и
поиграли заодно перед зеркалом с губами и язычком. Или же это может
быть «очень серьезным делом» — «Мы делаем зарядку для языка. Ведь даже удавы
делают зарядку для хвоста!». В общем, мама лучше знает, как ей преподнести
своему ребенку эту идею – тренировать органы артикуляции (рассказывать сказку
про веселый язычок, который живет в домике за белым заборчиком из зубов, читать
забавные стишки для каждого упражнения, или «взять на слабо» — «А ты так
можешь?») и при этом весело проводить время.
2. Заниматься
лучше всего сидя перед
зеркалом – перед большим можно сидеть рядом с ребенком, а если
взять в руки маленькие зеркала – то садитесь друг напротив друга, чтобы ребенок
в зеркале видел себя, а поверх зеркала – маму, как получается у нее. Зачем
нужно зеркало? Для того, чтобы зрительно контролировать движения языка в
полости рта, ведь сделать это наощупь очень трудно даже взрослому. А
некоторые упражнения, особенно простые, доступные ребенку 2-3х лет (на развитие
силы мышц губ, челюстей, щек) можно выполнять даже на
прогулке. Другие же упражнения (на развитие дыхания, с мыльными
пузырями, с корабликами или же те, где ребенок может помочь своему языку
руками) можно выполнять сидя в ванне.
3. За один
раз не следует брать больше 3-4х упражнений, причем новым может
быть только одно. То, что получается легко и просто выполняется меньше, более
сложные упражнения выполнять тщательнее, добиваясь качественного выполнения.
4. Статические
упражнения (там, где нужно удерживать одну позу) выполняются по 5-10 секунд,
время удержания позы увеличивать постепенно. Динамические упражнения (с
переключением органов артикуляции с одной позы на другую) выполняются под счет
по 5-7 раз.
5. Сначала
взрослый объясняет последовательность
выполнения упражнения (например, «нужно улыбнуться, показать зубки, поставить
их друг на друга…»), потом нужно показать упражнение на себе и предложить
ребенку повторить.
6. Если ребенку
нужно поставить какие-либо звуки и для этого требуется провести
подготовительную работу – посмотрите «Комплексы упражнений» для нужных звуков –
свистящих, шипящих и соноров. Если же вашему малышу 2-3 годика, и вы хотите
подготовить органы артикуляции к произношению звуков заранее, чтобы избежать в
дальнейшем встреч с логопедом – вам подойдут более простые упражнения на
развитие губ, щек, дыхания.