20.11.2024
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ
Развивая
правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию –
энергетической основы нашей речи.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями.
Правильное дыхание – это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание
животом. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока,
доставляющего кислород и питательные вещества по всему организму. Используя
этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную,
нервную, имунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение,
поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. При
таком благополучном состоянии все коррекционные процессы проходят быстрее.
Правильное речевое дыхание имеет следующие
признаки:
·
Короткий вдох через нос;
·
Плавный выдох, воздух выходит через рот;
·
Выдох осуществляется до конца;
·
После каждого выдоха должна быть небольшая пауза
(2-3 секунды).
Только научившись правильно
дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной
мере овладеть своим голосом.
Наиболее эффективными
методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их
можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:
1.
Формирование правильного выдоха;
2.
Тренировка дыхания с использованием различного
речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание
стихов).
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
·
Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков
речи;
·
Увеличить количество слов, которые малыш произносит на
одном выдохе;
·
Сформировать внятную связную речь;
·
Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
Рекомендации по выполнению
дыхательных упражнений
·
Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном
помещении;
·
Все упражнения стоит выполнять до еды;
·
Одежда не должна сковывать движения малыша;
·
Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка
должны быть расслаблены;
·
Вдох должен происходить через нос;
·
Выдох должен быть длинным и плавным;
·
Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные
упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их
ладонями;
·
Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между
которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность
дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Очень важно
дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе,
чтобы избежать гипервентиляции.
Упражнения
для развития силы и длительности выдоха
·
Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек
серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить
ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета.
Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
·
Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие
осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая
их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.
·
Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует на него
снизу вверх, не давая ему упасть.
·
Карандаши-спортсмены. На столе
начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета.
По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте
соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.
·
Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите
их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их
двигаться.
·
Задуй
свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения.
Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно
загадать желание.
·
Вертушка. Для
формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают
наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.
·
Свистульки
со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и
будут очень полезны для развития его речевого дыхания.
·
Еще одним простым способом тренировки дыхания являются
мыльные пузыри.
Следите за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.