АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
21.04.2025
После постановки звука наступает
время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии
речи ребенка каждый новый звук проходит этот этап: «Скажи
ШШШ» — «ШШШ», — шипит ребенок. «Скажи ШШШапка» — «ШШШШ… Сапка», —
упс! Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество
тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести «шапка». Почему
так происходит?
Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов,
изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных
(«собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое
автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала
выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в
колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же
движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это
массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».
Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение)
может проявляться как в пропуске звука («ука» - рука), так и в его замене
другим, часто более простым, звуком («лука» - рука). В первом случае
автоматизация звука проходит несколько легче – т.к. в коре головного
мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто
создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже
существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый
динамический стереотип правильного произношения. Поэтому
автоматизация идет дольше.
В процессе автоматизации звук последовательно проходит
несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя.
Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с
возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни
скороговорку. В легких случаях (физиологическая возрастная дислалия)
каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5
слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти
слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных
сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.
Последовательность автоматизации звуков.
1. Автоматизация
изолированного звука.
2. Автоматизация звука в
слогах.
3. Автоматизация звука в
словах (упражнения).
4. Автоматизация звука в
словосочетаниях, фразах (упражнения).
5. Автоматизация звука в стихах
(упражнения).
6. Автоматизация звука в
текстах, рассказах (упражнения).
7. Автоматизация звука в
самостоятельной речи.