03.02.2021
«Скоро в школу!»
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?
Онлайн-консультация для
родителей
Повестка:
1. Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
2. На что обратить внимание родителям?
3. Психологическая готовность ребенка к школе (педагог-психолог Хвостанцева
Е.Ф.)
4. Решение.
Уважаемые родители!!!
Еще немного,
и пора дошкольного детства останется позади. Перед вашими детьми распахнет свои
двери ШКОЛА, и начнется новый период в их жизни. Они станут первоклассниками.
«Современный ребенок, идущий в школу, должен
быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно,
образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к
детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше
многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается
обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к
учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в
российских школах.
1. Что должен знать и
уметь ребенок, идущий в первый класс школы?
Для
качественной подготовки ребенка к учебной деятельности следует действовать в
нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать
элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь
базовые навыки счета и развитую речь.
Итак, что
должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?
Развитие речи (подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является
основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий
первоклассник должен уметь:
- четко произносить
все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
- выделять
определенный звук в слове интонацией;
- определять место
звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- определять
количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани»,
«кошка»);
- произносить слова по
слогам с хлопками или притопами;
- называть слово по
его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе
слово или только четвертое слово из заданного предложения);
- различать
единственное и множественное число, живое и неживое;
- знать разницу между
гласными и согласными звуками;
- называть группу
предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
- отвечать на вопросы
и уметь их задавать;
- составлять рассказ
по картинке;
- последовательно и
подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что
прослушанный рассказ;
- понимать
многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению
заданного слова;
- сказать несколько
предложений о заданном предмете;
- составлять
предложение из 3-5 предложенных слов;
- различать тексты по
жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
- заучивать наизусть и
выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
- отгадывать загадки.
Для развития
речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное.
Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать
описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках.
Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его
мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было
бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в
антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно,
отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.);
«угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и
многие другие.
Математика, счет
Умение считать до ста является
необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у
ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:
- знать цифры от 0 до
9;
- уметь называть числа
в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
- уметь называть число
в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
- понимать смысл
знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10
(2<6, 9=9, 8>3);
- уметь обозначить
количество предметов с помощью цифр;
- уметь сравнить
количество предметов в двух группах;
- решать и составлять
простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- знать названия
геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал,
ромб);
- уметь сравнивать предметы
по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
- ориентироваться в
понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе
бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы помочь
ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек,
людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи:
у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков
счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что
обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на
доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.
Окружающий мир
Рассмотрим,
что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:
- различать домашних и
диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные
обитают на юге, а какие – на севере;
- называть несколько
зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел,
воробей, голубь, ворона и т.д.);
- знать и различать
растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель,
береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
- знать названия 2-3
комнатных растений;
- знать названия
овощей, фруктов, ягод;
- иметь представление
о различных природных явлениях;
- называть в
правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также
знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на
деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах
года.
2. На что нужно обратить
внимание?
Хочется
обратить внимание родителей на речь детей, так как многие из них имеют речевые
затруднения.
В наше
современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё
больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко
слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы.
Вот и получается, что с речью ребенка к
моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Рассмотрим, с какими проблемами мы
можем столкнуться перед школой:
Односложная речь: |
Состоящая из одних простых
предложений речь
Бедная речь: |
Недостаточный словарный запас
(Родители
должны помнить, что чем богаче и привлекательнее речь ребенка, тем ему легче
высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми).
Составление рассказов |
Неспособность построить сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение
приобрести просто необходимо)
Не умеют использовать интонации (выразительность),
где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом,
где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
Плохая дикция |
Если ребенок не выговаривает звуки, потом это скажется на письме.
Что нужно
делать дома:
1.
В первую
очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную
речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном.
Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому
следите за своей речью, за её правильностью.
2.
Во – вторых,
как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка
возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду,
психологу, невропатологу).
3.
Чаще читайте
ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он
усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше
произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте
прочитанное.
4.
Задумайтесь,
как часто вы говорите ребенку эти фразы:
·
Ты самый
любимый!
·
Ты очень
многое можешь!
·
Что бы мы
без тебя делали?!
·
Иди ко мне!
·
Садись с нами!
·
Я помогу
тебе!
3. Психологическая
готовность ребенка к школе.
По данному вопросу предлагаем ознакомиться с
презентацией педагога-психолога Хвостанцевой Е.Ф. (в прикрепленном файле). В презентации представлены результаты диагностики по психологической готовности к школе воспитанников группы "Пчелки".
4. Общее решение
Уважаемые родители!
Предлагаем объединить
свои усилия и помочь детям
стать
самостоятельными, умелыми, успешными, трудолюбивыми!
В помощь мы
разработали для вас буклеты
«Памятка родителям
будущего первоклассника» (находятся у воспитателя)
ПРЕДЛАГАЕМ:
1. Выполнять рекомендации
воспитателей, педагога-психолога по вопросам подготовки ребенка к школе;
2. Принимать активное
участие вместе с детьми в различных мероприятиях (олимпиады, конкурсы,
кружковая деятельность);
3. Играть с детьми дома в
игры, направленные на подготовку к школе;
4. Пройти опрос по изучению готовности вашего ребенка к школе (на сайте ДОУ, Раздел «Взаимодействие с семьей» - Перейти к опросу!)
С уважением, ваш воспитатель
Рыжкова Наталия Петровна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.02.2021
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 03.02.2021