Педагогический совет №2 "Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО"
15.12.2020
Повестка педагогического совета:
1.
Патриотическое
воспитание дошкольников в современных условиях ДОУ.
2. «Маленькие
открытия»: презентация педагогических находок (из опыта работы);
3. Решение педагогического совета.
Задача нравственно-патриотического воспитания сегодня очень
актуальна. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало
знают о родном селе, крае, стране, особенностях народных традиций, часто
равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам, редко сострадают чужому
горю.
Цель педагогического совета: повышение качества работы педагогов в области
нравственно-патриотического воспитания дошкольников, обновление содержания и
форм работы в данном направлении.
Задачи
педсовета:
1. Совершенствовать работу в ДОУ по
нравственно-патриотическому воспитанию детей.
2. Обновить содержание и формы работы
по патриотическому воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов,
детей и родителей.
3. Пополнить знания педагогов в
области нравственно-патриотического
воспитания.
1. Патриотическое воспитание дошкольников
в современных условиях ДОУ.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее
природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого
эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в
наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей,
мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к
родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других
национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими
личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям
- отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой
ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить
ребенка с самого младшего возраста.
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы с вами все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова говорили о важности этой работы и считали, что воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы.
Нормативно-правовая база.
- Конституция Российской Федерации;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), утверждённая Правительством РФ от 05.10.2010 г.;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.;
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.;
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 5 апреля 2013 г.;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Надо отметить, что в мае 2020 года президентом В.В.Путиным
внесены поправки к закону «Об образовании». Он предложил расширить понятие
воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование «чувства
патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа», к природе и окружающей среде. В закон
будет включена ст. 12.1 о «требованиях к организации воспитания», по которому образовательным
организациям предлагается составить календарный план воспитательной работы.
Этим законопроектом президент предлагает сделать
воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса.
Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные
ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество.
На сегодняшний день существует
множество концепций, технологий, парциальных программ, методических разработок
и пособий, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское,
патриотическое воспитание.
Программно-методическое
обеспечение.
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». М., «Скрипторий», 2002.
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010;
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ». «Сфера», 2005.
- «Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольника» под общей редакцией Т.И.Оверчук. М., 2004;
- Новицкая М.Ю. «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду: методические рекомендации/М.Ю.Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 197с.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни
воспитательной деятельности и реализуется через такие направления как:
- создание развивающей среды по нравственно-патриотическому
воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии, социальные акции,
конкурсы и др.).
2. «Маленькие открытия»:
презентация педагогических находок (из опыта работы)
В рамках данной формы работы педагоги поделились опытом работы и представили творческие отчеты по предложенной теме:
1. «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки» (Губина А.В.);
2. «Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (Шахурина И.И.);
3. Мини-музей «Русская изба» (Зубова О.С.);
4. «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (Зубова О.С.);
5. Мастер-класс для педагогов и родителей «Угощение для птиц» (Якимова Е.А.);
6. Педагогический проект «Богатыри Земли русской» (Рыжкова Н.П.);
7. Терренкур «Экспедиция в прошлое Бутки» (Шахурина И.И.);
8. Патриотическое воспитание средствами физической культуры (Рогозина Е.Д.)
Решение
педагогического совета:
1. Продолжить работу по нравственному
воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания,
совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению.
2. Принять во внимание рекомендации
старшего воспитателя и грамотно оформлять документацию по
воспитательно-образовательной работе: планирование, методические разработки,
обобщение опыта.
3. Провести смотр-конкурс уголков по
нравственно-патриотическому воспитанию в группах детского сада (срок: февраль, 2020г.).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2020
Дата обновления: 17.12.2020
Дата публикации: 15.12.2020